буквальном переводе с латинского слово informatio означает разъяснение, осведомление, сообщение о каком-то факте, событии и т.п.

кибернетике информация обычно трактуется как степень устранения неопределенности знания у получателя. Иными словами, информацией является не любое сообщение, а лишь такое, которое содержит неизвестные ранее его получателю факты.

Информацию различают по отраслям знаний: техническая, экономическая, биологическая и т.п.

Экономическая информация относится к области экономических знаний. Она характеризует процессы снабжения, производства, распределения и потребления материальных благ.

Управление экономическими объектами всегда связано с преобразованием экономической информации.

кибернетических позиций любой процесс управления сводится к взаимодействию управляемого объекта (им может быть станок, цех, отрасль) и системы управления этим объектом. Последняя получает информацию о состоянии управляемого объекта, соотносит ее с определенными критериями (планом производства, например), на основании чего вырабатывает управляющую информацию.

Очевидно, что управляющие воздействия (прямая связь) и текущее состояние управляемого объекта (обратная связь) — не что иное, как информация. Реализация этих процессов и составляет основное содержание работы управленческих служб, включая и экономические.

деятельности любой фирмы присутствует информационный ресурс -это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др. информационных системах), т.е. документированные знания. Информационные ресурсы в современном обществе играют не меньшую, а нередко и большую роль, чем ресурсы материальные. Знание

кому, когда и где продать товар может цениться на меньше, чем товар, и в этом плане динамика развития общества свидетельствует о том, что на «весах» материальных и информационных ресурсов последние начинают преобладать. Причем тем сильнее, чем белее общество открыто, чем более развиты в нем средства коммуникации, чем большей информацией оно располагает.

Информационные ресурсы являются исходной для создания информационных продуктов. Последние являются результатом интеллектуальной деятельности человека и распространяются с помощью услуг.

Посредством информационных услуг осуществляется получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Юридической основой этой операции должен быть договор между двумя сторонами поставщиком и потребителем, а источником информационных услуг — базы данных. Они могут существовать в компьютерном и некомпьютерном вариантах, в виде библиографических и небиблиографических взаимосвязанных данных, основанных на общих правилах описания, хранения и манипулирования данными.

Если информационные ресурсы, продукты и услуги, представляют ценность для предметной деятельности, то они являются товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ (прил. № 2).

Информация как всякий товар, имея потребительскую стоимость, обладает рядом особенностей, отличающих ее от товаров, например, продуктов питания, которые при потреблении, как известно, исчезают.

К числу особенностей информации как товара следует отнести:

неисчерпаемость — по мере развития общества и роста потребления ее запасы не убывают, а растут;

сохраняемость — при использовании не исчезает и даже может увеличиваться за счет трансформации полученных сообщений;

несамостоятельность — проявляет свою «движущую силу» только в соединении с другими ресурсами ( труд, техника, сырье, энергия).

Следующим важнейшим свойством информации, как товара, является ее цена, формирующаяся на рынке под воздействием, в основном, спроса и предложения. Например, цена на программу «1С-Бухгалтерия» формируется, исходя из затрат на разработку этого информационного продукта, его качества, а также ожидаемого спроса на него. Предложение этого товара может быть обеспечено без каких-либо ограничений в нужном количестве экземпляров в отличие от товарно-материальных ресурсов, которые, как известно, со временем истощаются.

Если информация представляет ценность для организации, то необходимо эту ценность не только использовать, но и защищать.

Цена информации в предпринимательской деятельности может также определяться, как величина ущерба, который может быть нанесен фирме в результате использования коммерческой информации конкурентами. Или наоборот прибыли (дохода), который может быть получен фирмой в результате использования коммерческой информации при принятии управленческих решений.

Информация может использоваться в организации, если удовлетворяет следующим требованиям:                                                       конфиденциальность, целостность, оперативность

использования (доступность) и достоверность.

Часть информации обращающейся в фирме представляет собой конфиденциальную информацию, чаще она отражает коммерческую тайну (КТ). Перечень сведений конфиденциального характера утвержден президентом РФ, Указом № 188 от 6 марта 1997 года (прил. № 2).

Под КТ предприятия понимаются сведения о производстве, технологии, управлении, финансах, и другой деятельности предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.

Состав и объем сведений, составляющих КТ, определяются руководством предприятия. Для того, чтобы иметь возможность контролировать деятельность предприятий, Правительство России выпустило 05.12.91 г. Постановление № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (прил. № 3).

Информация может составлять коммерческую тайну, если она отвечает следующим требованиям (критерии правовой охраны):

к ней нет свободного доступа на законном основании;

обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

коммерческой тайне не может быть отнесена информация:

содержащаяся в учредительных документах;

  • ■      содержащаяся в документах,                        дающих              право         заниматься

предпринимательской                        деятельностью                     (регистрационные

удостоверения, лицензии и т.д.)

  • ■                                                                                                    содержащаяся в годовых отчетах,  бухгалтерских балансах, формах государственных статистических наблюдений, аудиторских заключений, а также в иных, связанных с исчислением и уплатой налогов;

содержащая сведения об оплачиваемой деятельности государственных служащих;

содержащаяся в годовых отчетах фондов об использовании имущества; связанная с соблюдением экологического и антимонопольного законодательства, обеспечением безопасных условий труда, реализацией продукции, причиняющей вред здоровью населения;

о деятельности благотворительных организаций и некоммерческих организаций, не связанных с предпринимательской деятельностью;

о наличии свободных рабочих мест;

о реализации государственной программы приватизации;

о ликвидации юридического лица;

для которой определены ограничения по установлению режима коммерческой тайны в соответствии с федеральными законами и принятыми в целях их реализации подзаконными актами.

Основными субъектами права на коммерческую тайну являются обладатели коммерческой тайны, их правопреемники.

Обладатели коммерческой тайны — физические (независимо от гражданства) и юридические (коммерческие и некоммерческие организации) лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и имеющие монопольное право на информацию, составляющую для них коммерческую тайну.

Правопреемники — физические и юридические лица, которым в силу служебного положения, по договору или на ином законном основании (в том числе по наследству) известна информация, составляющая коммерческую тайну другого лица.

Перечень сведений , относящи хся к КТ и носящи й рекомендательный характер, может быть сгруппирован по тематическому принципу. Сведения, включенные в данный перечень, могут быть КТ только с учетом особенностей конкретного предприятия (организации).

  1. 1.         Сведения о финансовой деятельности                     — прибыль, кредиты,

товарооборот; финансовые отчеты и прогнозы; коммерческие замыслы; фонд заработной платы; стоимость основных и оборотных средств; кредитные условия платежа; банковские счета; плановые и отчетные калькуляции.

Информация о рынке — цены, скидки, условия договоров, спецификация продукции, объем, история, тенденции производства и прогноз для конкретного продукта; рыночная политика и планирование; маркетинг и стратегия цен; отношения с потребителем и репутация; численность и размещения торговых агентов; каналы и методы сбыта; политика сбыта; программа рекламы.

Сведения о производстве продукции — сведения о техническом уровне, технико-экономических характеристиках разрабатываемых изделий; сведения о планируемых сроках создания разрабатываемых изделий; сведения о применяемых и перспективных технологиях, технологических процессах, приемах

оборудовании; сведения о модификации и модернизации ранее известных технологий, процессов, оборудования; производственные мощности; состояние основных и оборотных фондов; организация производства; размещение и размер производственных помещений и складов; перспективные планы развития производства; технические спецификации существующей и перспективной продукции; схемы и чертежи новых разработок; оценка качества и эффективности.

4. Сведения о научных разработках — новые технологические методы, новые технические, технологические и физические принципы;

программы НИР; новые алгоритмы; оригинальные программы.

Сведения о материально-техническом обеспечении — сведения о составе торговых клиентов, представителей и посредников; потребности в сырье, материалах, комплектующих узлах и деталях, источники удовлетворения этих потребностей; транспортные и энергетические потребности.

Сведения    о     персонале     предприятия    — численность персонала

предприятия; определение лиц, принимающих решения.

Сведения    о     принципах   управления      предприятием     — сведения         о

применяемых и перспективных методах управления производством;

сведения о. фактах ведения переговоров, предметах и целей совещаний и заседаний

органов управления; сведения о планах предприятия по расширению производства; условия продажи и слияния фирм.

8. Прочие сведения — важные элементы системы безопасности, кодов и процедур доступа, принципы организации защиты коммерческой тайны.

Законом РФот 02.12.90 г. «О банках и банковской деятельности»

введено понятие «банковской тайны».

Банковская тайна — защищаемые банками и иными кредитными организациями сведения о банковских операциях по счетам и сделкам в интересах клиентов, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также сведения о клиентах и корреспондентах, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни.

основным объектам банковской тайны относятся следующие:

Тайна банковского счета — сведения о счетах клиентов и корреспондентов и действиях с ними в кредитной организации;

  • 2.                      Тайна операций по банковскому счету — сведения о принятии и зачислении поступающих на счет клиента денежных средств, о выполнении его распоряжений по перечислению и выдаче соответствующих сумм со счета;
  • 3.                 Тайна банковского вклада — сведения обо всех видах вкладов клиента в кредитной организации.
  • 4.     Тайца частной жизни клиента.

Служебная тайна — защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения, их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости.

Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом права. Для осуществления правовой охраны и защиты необходим специальный Федеральный закон «О служебной тайне» .

Информация может считаться служебной тайной, если она отвечает следующим требованиям (критериям охраноспособности права):

отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна);

является охраноспособной конфиденциальной информацией («чужой тайной») другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной

жизни, профессиональная тайна);

Профессиональная тайна — защищаемая по закону информация, доверенная или ставшая известной лицу (держателю) исключительно в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, распространение которой может нанести ущерб правам и законным интересам другого лица (доверителя), доверившего эти сведения, и не являющаяся государственной или коммерческой тайной.

Информация может считаться профессиональной тайной, если она отвечает следующим требованиям (критериям охраноспособности права): доверена или стала известна лицу лишь в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей;

запрет на распространение доверенной или ставшей известной информации, которое может нанести ущерб правам и законным интересам доверителя, установлен федеральным законом;

информация не относится к сведениям, составляющим государственную и коммерческую тайну.

соответствии с этими критериями можно выделить следующие объекты профессиональной тайны:

  1. 1.    Врачебная тайна
  2. 2.     Тайна связи.
  3. 3.     Нотариальная тайна.
  4. 4.     Адвокатская тайна.
  5. 5.     Тайна усыновления.

Tags:

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *